Служба на праздники. Пасха Христова

pasha        Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.
К празднику Пасхи приготовлялся артос — большой, раскрашенный и позолоченный хлеб, в середине которого изображался либо крест, либо само воскресение Христово. В течение Страстной недели он помещается на аналое перед иконостасом, обносится ежедневно с крестным ходом вокруг церкви, а в субботу окропляется освященной водой и распределяется между верующими. Как в Ветхом завете в воспоминание об освобождении из рабства египетского заклался агнец, который одновременно символизировал агнца, берущего на себя грехи мира, — Спасителя, так в Новом завете воспоминание воскресения Христова приносится артос — хлеб, изображающий собою Христа.
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.
Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором. Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнью: «Христос воскресе из мертвых!..»
Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленного св. Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!» Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуя всех словами: «Христос воскресе!» На что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по Воскресении.
При конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!» Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба, — воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогущества Божия. Затем читается слово Иоанна Златоуста, начинающееся словами: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества…» Св. Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь…»
«Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть…»
И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состояние): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь».
После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово…), в котором изображается божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных зыках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.
Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб, — Артос, который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим, как пасхальное благословение. После пасхальной Литургии (иногда между Заутреней и Литургией), совершается освящение куличей, пасох и яиц, для пасхальной трапезы верующих.
В следующие дни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 29 гл. 19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст он говорит с крестом.
Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Так же в течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются в изображение того, что Господь воскресением своим открыл нам врата царства Божия. По народным верованиям, на пасхальной недели на небесех открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

Народные традиции (не церковные)
Дома приготовляется пища, торую на Пасху освящали в церкви вместе с яйцами. Русские делали «пасху» из творога в особой форме под прессом, украинцы и белорусы называли «пасхой» высокий круглый сдобный хлеб, который у русских именовали куличом. В торжественную пасху клали масло, сахар, яйца, изюм, а потом помещали в деревянную форму в виде четырехгранной пирамиды; на ее стенах обычно были вырезаны узоры и буквы.
К празднику красили яйца, а в Украине также расписывали их разнообразными рисунками и орнаментом. Яйца освящали в церкви, дарили друг другу, несли на могилы умерших родственников. По церковному преданию, происхождение этих обычаев связано с именем Марии Магдалины, которая, явясь к императору Тиверию в Рим и поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: «Христос воскрес!», а потом начала проповедовать о воскресении Христовом. Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует наше возрождение кровью Иисуса Христа. По народным поверья, пожар потухнет, если бросить в него освященное яйцо. Перед выгоном скота гладили его пасхальным яйцом, чтобы скотина не болела и шерсть у нее была гладкой. Умывались водой, в которую опускали крашенку, чтобы быть здоровыми. При посеве конопли разбрасывали по полю яичную скорлупу, чтобы лен был белым, как яйцо. Любимой пасхальной заботой бало катание яиц с бугорочка или специального лотка.
В Украине и в Белоруссии на Пасху также освящали в церкви поросенка. Его косточки потом зарывали в поле, чтобы уберечь его от града.
По народным поверьям, от Пасхи до Вознесения по земле странствует Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и карают жадных и злых.
С Пасхи начинались веселые развлечения молодежи: качались на качелях, водили хороводы, пели веснянки.

Источник статьи: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ — г. Уфа, 1994 г.  

Комментирование запрещено