Вопросы и ответы. Поведение мирян в храме

  • Как входить в храм?

    Ответ:

            Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост — три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне, грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Приходи в храм всегда заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать помилование, приложиться к иконам. До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же случится, покайся на исповеди.
            
  • Как ставить свечу?

    Ответ:
            Горящая свеча указывает на нашу причастность к Богу. Она выражает пламень нашей любви к Богу, ко Пресвятой Богородице, ангелам или святым — тем, чья священные изображения мы почитаем возжжением свечи. Нужно помнить о том, что ставить свечу на подсвечник перед святыней надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой — пусть даже самой простой, изложенной обычными словами. Подойдя к выбранному вами месту для поставления свечи, следует два раза перекреститься и поклониться перед иконой; затем зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике и поставить ее на свободное место. Если все места на подсвечнике заняты, можно просто положить свечу на подсвечник или рядом — церковнослужители, занимающиеся этим, сами со временем поставят вашу свечу на освободившееся место. После этого следует еще раз перекреститься и поклониться. Приобретать свечи нужно в храме, который вы посещаете.

            
  • Как правильно подавать записки о здравии, о упокоении?

    Ответ:
            Сначала лседует изобразить крест и написать под ним: «О здравии» или «О упокоении». В записках пишутся только имена поминаемых и только в родительном падеже (то есть, отвечая на вопрос «кого?» — Андрея, Марии). В поминаниях о упокоении нельзя писать имена сознательно покончивших с собой. Кроме имен поминаемых, в записках допускаются следующие уточнения: перед именами священнослужителей пишется их сан (причем вместо слова «священники» пишется «иерей» или «»протоирей); дети до 7 лет — «младенцы», от 7 до 15 — «отрок» или «отроковица»; усопшие — до наступления сорокового дня со времени кончины — «новопреставленный».
            Также в храме можно заказать сорокоуст (ежедневное поминовение на протяжении сорока дней), полугодовые, годовые и вечные поминовения.
            После окончания литургии можно заказать молебен (о живых) и панихиду (об умерших). Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком (одно имя в строке для удобства чтения).

            
  • Как обращаться к священнику?

    Ответ:
            К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем — так, как оно звучит по церковнославянски, с прибавлением слова «отец», «отец Алексий» или «отец Иоанн», либо «батюшка» (как это принято у большинства церковного народа). Встретившись со священником, следует испросить у него благословения (это традиционная форма приветствия). Наклонив голову и сложив руки перед собой ладонями вверх, следует сказать: «Благословите, батюшка». Священнослужитель, особым образом сложив пальцы правой руки (символически изображая церковнославянские буквы имени Иисус Христос), осеняет вас крестным знамением (крестит): это видимый знак призивания на вас благодати Божией. После осенения крестным знамением благословляющую руку священнослужителя следует поцеловать. Таким же образом благословение испрашивается и при прощании.

            
  • Как правильно пригласить священнослужителя на дом?

    Ответ:
            Случаются ситуации, когда священника для совершения треб (исповеди, причастия и соборования большого, отпевания, освещение квартиры, дома, дачи, молебна на дому или же крещения болящего) необходимо пригласить на дом. Знакомого батюшку можно пригласить и по телефону, обращаясь к нему, как и в храме, словом «благослови». Но если такой необходимости нет, то лучше, конечно, самому прийти в храм, чтобы у священника или за свечным ящиком выяснить, что необходимо сделать для совершения той или иной требы.

            

  • Когда нужно творить поклоны и крестится на службе?

    Ответ:

            Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:

    1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:
      «Создавый мя, Господи, помилуй».
      «Боже, милостив буди мне грешному».
      «Без числа согреших, Господи, прости мя».        

    2. Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10. 25).        
    3. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению св. апостолов и св. отец. Именно: при чтении Трисвятого («Святый Боже»), «Приидите, поклонимся» и троекратного «аллилуиа» трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; так же и при чтении «Сподоби , Господи», а равно и в начале великого славословия («Слава в вышних Богу») и после слов священника: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше». После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом «Честнейшую Херувим» осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.
      Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:
              а) при начале пения «Достойно и праведно»;
              б) когда оканчивается молитва «Тебе поем»;
              в) в конце молитвы «Достойно есть» или Задостойника;
              г) в начале молитвы «Отче наш»;
              д) при изнесении св. Даров для причастия
              е) и при словах «Всегда, ныне и присно».
              Hа утрени или всенощной, когда возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».
              Во дни воскресные, а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы I и VI; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову Апостола: «Уже неси раб, но сын» (Гал. 4, 7); сынам же не подобает рабское поклонение творити.        

    4. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: «Паки и паки, преклонше колена» и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви недопускается. Православные христиане, согласно Уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.        
    5. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонить голову; лишь в Светлую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Kрестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину воскресе». Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.        
    6. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую передается благословение.        
    7. Крестное же знамение, по учению cвятых oтец, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; o тех же, которые знаменуют себя всей пятерней или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: «Тому неистовому маханию беси радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

            

  • Перейти к верхней панели