Вопросы и ответы. Таинство Брака (Венчание)

  • Родители против брака с человеком, которого я люблю и который меня любит. Если пойти против воли родителей, не будет ли это грехом?

    Ответ:

            Действительно, одним из препятствий к церковному браку является отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха и невесты. Основанием этому является 38-е правило святителя Василия Великого. В Византии такой брак считался недействительным. В России эта норма применялась с различными ограничениями. Ведь когда речь идет о согласии родителей, имеется в виду, что они верующие, благочестивые люди, желающие счастья своим детям, которые намерены заключить церковный брак. Но бывает, к сожалению, и другое. Русские законы ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого родители, виновные в принуждении детей к браку или в насильственном удержании от него, подвергались суду. Святитель Московский Филарет говорит: «По делам известны… случаи, в которых иногда родительская власть неблагоприятна для брака, а иногда ослабление этой власти вредно…». Из сказанного ясно, что не всякая воля родителей будет в вопросах брака благоприятной. Если, например, дети верующие, а родители безбожники, что, кстати, сейчас не редкость, то запрет родителей на брак едва ли станет благотворным, но и пренебрегать им нельзя. Поэтому необходимо советоваться со своими духовным наставником, а в некоторых случаях обращаться и к епархиальным властям, может быть, к епископу за благословением.
  • Мы с моей супругой оба состоим во втором браке. Хотелось бы освятить наш брак в Церкви. Имеем ли мы право венчаться в православном храме?

    Ответ:

            Вы имеете такое право. В Православной Церкви допускается венчание супругов, если один из них или оба вступили во второй брак (третий брак не венчается). Вам необходимо, если вы или ваш супруг были венчаны первым браком, обратиться в епархиальную комиссию для расторжения церковного брака (сколько бы лет после расторжения его в государственных органах ни прошло), затем прийти в храм и обговорить там условия вашего венчания, оповестить священника, что ваш брак второй и препятствий к его венчания нет. В Церкви существует специальный чин венчания второбрачных (он совершается в тех случаях, когда оба супруга вступили во второй брак, если же один из них вступает в первый брак, то венчание совершается обычным чином первобрачных).
  • Я рано вышла замуж, венчалась. Но мы не сумели сохранить наш брак. Теперь у каждого другая семья. Очень беспокоит меня наше венчание в церкви. Чувствую тут большой грех, что делать?

    Ответ:

            Ваше беспокойство имеет основание: когда-то ваш брак был благословлен Церковью, и этот церковный брак пока что не расторгнут, хотя и вы, и ваш бывший муж имеете другие семьи. Вам необходимо обратиться в епархиальное управление, написать прошение по установленному образцу, в котором указываются причины расторжения брака (вам должно быть известно, что Церковь разрешает не всякий развод). Если правящий архиерей благословит снятие венцов, вы имеете право не только вступить в новый брак, но и венчаться в православном храме (Церковь допускает венчание вторым браком). Пока же вы продолжаете жить во грехе хотя и не умышлено. Вот почему вас беспокоит совесть.
  • В молодости, когда мы не придавали этому значения, вышла замуж за мусульманина. Слышала, что Церковь может освятить такой брак. Так ли это?

    Ответ:

            Брак для христиан — Таинство. Для заключения брака, в соответсвии с церковным правом, недостаточно одного согласия вступающих в него. Брак находится под контролем общества. Но если государству безразлично, кто и с кем вступает в брак, то Церковь к брачному союзу относится достаточно строго. Так, существуют абсолютные и условные канонические препятствия к браку. Шестое условное препятствие говорит о том, что для признания действительности брака необходимо единство религии вступающих в него. В древности это условие соблюдалось особенно строго. В России в досинодальную эпоху запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 года у нас стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами при условии, что дети будут крещены в Православии. Как видите, мусульмане здесь не называются. Но это вовсе не значит, что ваш брак недействителен. Он законен перед государством. Церковь же отделена от государства, и она не освящает браки с иноверными, если только они не переходят в Православие, то есть крестятся в Православной Церкви. Для этого нужно желание вашего мужа-мусульманина. Если же он этого не хочет, живите без церковного брака. Христиане в подобных случаях руководствуются наставлением апостола Павла: «…если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7. 12-14).
  • Какой государственно-правовой статус церковного брака в современной Русской православной церкви?

    Ответ:

            Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке.
  • Когда не совершается венчание?

    Ответ:

            Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

    Браковенчание должно совершаться утром либо днём, по совершении литургии.

  • Какой должна быть свадебная трапеза?

    Ответ:

            Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.
    После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.
    Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, «неведущаго Бога и Христа Его», а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.
  • Как нужно вести себя в храме во время венчания?

    Ответ:

            Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва «за воспитавших родителей»). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.
  • Что надо знать свидетелям?

    Ответ:

            В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

    Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

  • Как готовиться к таинству венчания?

    Ответ:

            Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
    Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
    Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.
    Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
    Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.
    День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.
    • Желательно пригласить двух свидетелей.
    • Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
    • Икону Спасителя.
    • Икону Божией Матери.
    • Обручальные кольца.
    • Венчальные свечи (продаются в храме).
    • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
  • Каковы условия расторжения брака?

    Ответ:

            Принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость: Мк.10:2-12.
    Категоричность смягчается у Матфея: 19:9 и 5:32. Экзегеты различно толкуют «уступку Матфея».
    Русская Церковь считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития только из-за прелюбодеяния одного из супругов. Согласно Основам социальной концепции РПЦ поводами для прекращения супружеского сожития также могут быть:
  • психическое заболевание одного из супругов;
  • заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;<
  • хронический алкоголизм или наркомания;
  • отпадение одного из супругов от православия;
  • противоестественные пороки;
  • импотенция, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного членовредительства;
  • заболевание сифилисом или проказой;
  • заболевание ВИЧ/СПИДом;
  • длительная пропажа без вести;
  • попытки нанесения вреда здоровью детей либо супруги или угроза для их жизни;
  • злонамеренное оставление семьи;
  • совершение аборта при несогласии супруга.
  • Никакого чина расторжения брака не существует, эта процедура является исключительно бюрократической и состоит она не в расторжении брака как такового, а в разрешении от епископа на повторный церковный брак, когда повторный брак в ЗАГСе уже зарегистрирован.
Перейти к верхней панели