БОГОСЛУЖЕНИЕ. О ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

Размещено Авг 28, 2014 | Комментарии (0)

Всенощные бдения совершались в самые первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко посвящал ночные часы молитве (Мф. 14, 23; 26-46 и др.). «Бодрствуйте и молитесь, — говорил Спаситель апостолам, — чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41). И апостолы собирались ночью на молитву (см., например, Деян. 20, 7; 25). В эпоху гонений христиане так же совершались богослужения ночью.
Святитель Василий Великий (IV в.) в своих творениях о всенощных богослужениях пишет: «Народ у нас бодрствует в храме в труде, в скорби и в слезном сокрушении, исповедуясь Богу, и, восстав от молитв, начинают псалмопение… уже на рассвете дня, все сообщества, как бы едиными устами и единым сердцем, возносят ко Господу псалом исповедания…».
Согласно принятому ныне в Русской Церкви Типикону в состав всенощного бдения входят великая вечерня с литией и благословением хлебов, праздничная или воскрестная утреня и 1-й час. Глубокое богослужение, нравственно-назидательный характер чтений и песнопений службы, выработанное веками богатство художественно-музыкального содержания делают всенощную сокровищницей православного богослужения. Драматизм переживаний всенощной службы и ее молитвенный дух подготавливают христианина отложить все земные попечения и достойно, с чистой совестью и благоговением приступить к Божественной литургии.
Ко всенощной службе положен благовест: сначала в большой колокол, потом во все колокола — празднично. Во время звона принято читать 50-й псалом или Символ веры.
Начинается всенощное бдение обычно в 6 часов вечера великой вечерней. Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете.
Общая богословская мысль вечерни — спасение человечества в Ветхом Завете, через веру в грядущего Мессию — обещанного Богом Спасителя мира (Быт. 3, 15). Чин вечерни слагался под влиянием литургии, поэтому в них много сходных элементов. На литургии Господь руками священника приносит Себя в Бескровную Жертву, на вечерне — духовное, молитвенное, благодарственное приношение Богу.
Затем диакон призывает христиан встать перед началом богослужения возгласом Востаните! (в древности в храме сидели) и испрашивает благословения предстоятеля на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит не обычный возглас совершаемой вечерни Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков, которым исповедуется ветхозаветное знание человека о Боге, но богословствует в благодати Нового Завета, прославляя Святую Троицу: Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор поет: Аминь.
Слово «аминь» в переводе с еврейского означает: «истинно», «да будет так». Оно служит подтверждением сказанного, и блаженный Иероним называет его «печатью молитв». Затем священнослужители в алтаре (или хор) поют: Приидите, поклонимся, — призывая к поклонению Господу Иисусу Христу как Царю — Создателю и Владыке мира видимого и невидимого (Ин. 1, 3; Откр. 1, 5). Совершается каждение всего храма в знамение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира (Быт. 1, 2). Каждением воздается честь иконам и всем святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей.

kadil

Каждение фимиамом — древнейший христианский богослужебный обычай. Оно совершается по подобию Церкви Небесной и по примеру Церкви ветхозаветной (Исх. 30, 1, 7-9). В Откровении святой апостол Иоанн Богослов видел ангела, который стал пред Небесным Жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама (Откр. 8, 3-4).
Хор поет 1-3-й псалом: Благослови, душе моя, Господа, который называется в Уставе предначинательным, ибо он повествует о создании Богом мира, а также потому, что вечерней начинается суточный богослужебный круг. В псалме прославляется Бог Творец, выражается восхищение, удивление великолепием творения, небесного и земного, видимого и невидимого. Все творение послушно Творцу и сохраняет пределы, положенные Богом, то есть все тварное живет согласно законам, данным ему Творцом при создании мира. Псалом этот — торжественная песнь радостного согласия, гармонии бытия — духовного и физического, Творца и Его творения, блаженства, которое испытывал человек в Раю. Но человек послушался совета Диавола (Быт. 3, 1-4), совершил грех — не сохранил нравственного закона, данного Богом для его правильного закона, данного Богом для его правильного духовного развития, и лишил себя райского пребывания (Быт. 2, 3). Подобно осознавшим свой грех прародителям — Адаму и Еве, церковь молит Бога о прощении — произносится великая, мирная ектения.
Великая ектения — это обязательное моление всей Церкви, испрашивание Божественной помощи грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. Ектения по-гречески — усердие, протяженное моление. По содержанию прошений ектении бывают в основном такие: сугубая, то есть усиленного моления, содержащая прошения о лицах; просительная, включающая прошения о нуждах — без указания лиц; великая, или мирная, в которой объединено содержание прошений той и другой ектений; малая, состоящая из нескольких прошений великой. Начинается великая ектения призывом молиться миром, то есть в мирном духе и единодушии, примиряясь с ближними и врагами, прося у Бога правой веры, мирной и чистой совести. Последними в ектении являются прошения о самих молящихся, о избавлении от всякой скорби, гнева и нужды, а также призывается на молящихся заступающая, спасающая, милующая и сохраняющая благодать Божия, вводящая верных чад Церкви в вечное Царство Славы.
Хор на каждое прошение ектений от имени молящихся воспевает: Господи, помилуй или: Подай, Господи.
Господи, помилуй — это всеобъемлющая и вместе с тем самая простая и понятная каждому верующему молитва о всякой нужде и потребности человеческой. Слава этой краткой молитвы мы видим уже в ветхозаветных псалмах (6, 3; 9, 14; 30, 10; 40, 5 и др.).
Прошения великой ектении по содержанию сходны с прошеними, которые Господь произнес на Кресте. Сначала Он молился о прощении врагов, затем о Своих и, наконец, предал дух Свой Богу Отцу.
Возгласы священника после ектений постепенно раскрывают нам свойства Божии. В них прославляется Царство, сила и слава Бога; благость и человеколюбие милующего и спасающего нас Бога.
Священник в алтаре читает семь тайных молитв, по числу дней творения (Быт. 1). В них содержатся прошения к Милостивому и Долготерпеливому Богу о нашем духовном просвещении, о даровании нам любви е Нему, страха Божия и благоговения — страха оскорбить Его любовь к нам, о даровании нам радости петь от чистого сердца хвалу Богу ныне и в Вечной Жизни. Молитвы эти в Уставе Церковном называются светильничными, посколько с самых древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках и сама вечерня часто именовалась светильничной службой.
Для примирения с Богом и восстановления духовного общения с Ним человеку нужно осознать свою греховность и свободно избрать в жизни путь веры в Бога и верности Его воле. Пением псалма 1-го Блажен мужизображается жизнь ветхозаветных праведников, которые среди нечестия и безверия не теряли упования на Обетованного Христа Спасителя. Этот псалом образно повествует так же о Единородном Сыне Божием, Едином Блаженном Муже, не сотворившем греха.
К каждому стиху 1-го псалма поется припев Аллилуиа (Хвалите Бога) — радостное и таинственное слово, пение вечности (Откр. 19: 1, 3, 4).
После малой ектении поются стихиры на Господи, воззвах со стихами. Ветхозаветные стихи чередуются со стихирами, которые повествуют о событиях Ветхового и Нового Заветов.
Пением Господи, воззвах и каждением в это время изображаются времена, когда дан был Богом чрез пророка Моисея Закон (Исх. 20; 30, 7, 8) и установлено ветхозаветное богослужение. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя — это голос души, уклонившейся от Бога и нуждающейся в Его помощи.
Последняя стихира — Богородичен, или догматик, — песнь во славу Божией Матери. В ней раскрывается догмат (церковное учение) о Воплощении Господа от Пресвятой Девы Марии (Ин. 1, 1-14). Автором догматиков является преподобный Иоанн Дамаскин.
Во время пения догматика совершается важное священнодействие вечерни — вход с кадилом. Как на литургии священник совершает вход в алтарь со Святыми Дарами для принесения Бескровной Жертвы, так на вечерне — для принесения словесной жертвы — молитвы хвалы, благодарения.
Вечерний вход символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Тайну Воплощения трудно передать словами, поэтому Церковь безмолвно совершает священные действия, знаменующие эту тайну. Царские врата указывают на те непроходимые врата, что созерцал в видении пророк Иезекииль (Иез. 44, 1-2; поэтому на них изображается Благовещение), а сам вход означает Воплощение. Свещеносцы идут со свечами, которые знаменуют свет учения Христова (Ин. 1, 1-5, 9). Диакон — образ Предтечи Господня Иоанна (Ин. 1, 15-27). Священник идет «прост», как указывает книга Служебник, то есть с опущенными руками, как бы уничиженный, как Сын Божий при Воплощении. Во время входа священник возносит за всех предстоящих тайную молитву, в которой просит Господа уберечь сердца верующих от уклонения в лукавые слова и мысли, просит избавления от ловящих души наши — духов зла.
Песнь Свете Тихий повествует о пришествии на землю в конце ветхозаветного времени Христа, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес Спаситель, — дня вечности, даруемого миру Единым Бессмертным, Единым Блаженным Богом, ради искупительного подвига Его Сына. В этом песнопении нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, о Христе — Источнике благодатного света (Ин. 1, 9). Песнь эта очень древняя. О ней святитель Василий Великий пишет: «Отцы наши не хотели принимать в молчании благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили хваление».
Священник, войдя в алтарь, лобызает престол, что означает Воскресение Господа и явление Его по Воскресении людям, и, изображая, что «Единородный Сын Божий, сошедый к нам с Небес, снова вознесся и возвел нас на Небо» , отходит к горнему месту алтаря и стоит там во время пения прокимна (с греч. — «предшествующий»). Прокимны — «преднапутия праздников и наступающих дней» . Предшествуют они паримиям — чтениям из Священного Писания.
В субботу вечером поется прокимен Господь воцарися — о победе Воскресшего Господа над смертью, утверждении Им всех верующих во вселенной.
Чтение ветхозаветных Писаний (паримий) указует прообраз или пророчества в Ветхом Завете о ныне празднуемом Церковью священном событии. Паримия (греч.) — значит притча, мудрое, образное, назидательное иносказание. Чтения эти бывают из разных книг Ветхого Завета и содержат проповедь об ожидаемом спасении, которое устроила для нас Божественная Премудрость, поэтому молящиеся в храме призываются к благоговейному вниманию возглашением: Премудрость! Вонмем! (Будем внимать.) Во время чтения паримий царские врата закрыты.
Моление Церкви усиливается в сугубой ектении, испрашивающей людям великих и богатых милостей у Человеколюбца Бога. Усердность моления хор поддерживает троекратным пением Господи, помилуй.
Сподоби, Господи — молитва о ниспослании безгрешного вечера и вечернее славословие Триединому Богу.
В просительной ектении, как говорит о том ее наименование, Церковь просит Господа о различных духовных нуждах христианина.
Священник возглашает: Мир всем, а диакон призывает молящихся преклонить главы во образ смирения и сокрушения духа. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.
Лития — усердное моление, вне храма или в его притворе. Стоя у входа в храм, священнослужители знаменуют наше смирение пред Богом. Как бы изображая Адама, изгнанного из Рая, или блудного сына, ушедшего от отца на чужбину, выходят они из алтаря и встают для молитвы в притворе, во образ мытарева смирения, согласно притче евангельской (Лк. 18, 13).
Литийные молитвы — прошения Церкви за весь мир, о нуждах всего человечества. Церковь просит ходатайства пред Богом у всех святых.
Молитвы литии усиливаются многократным пением Господи, помилуй.
Священник возглашает: Мир всем, и весь народ, преклонив главы, возносит смиренное моление Многомилостивому Владыке о принятии наших прошений не ради нас, а ради святых предстателей наших, о прощении грехов, покровительстве, отгнании врагов, помиловании нас и всего мира.
После литии священнослужители идут к царским вратам, как бы восходя на Небо. Хор поет «стихиры на стиховне» (то есть со стихами из псалмов), в которых повествуется о празднуемом священном событии. Автором воскресных стихир на стиховне считают преподобного Иоанна Дамаскина. Богородичны этих стихир прославляют Воплощение Христово и содержат моление к Пресвятой Богородице об избавлении от напастей.
Песнопение Ныне отпущаеши благовествует об исполнении Божия обетования о ниспослании в мир Спасителя. Эта молитва воспета Симеоном Богоприимцем — последним ветхозаветным праведником, который в конце своей жизни сподобился увидеть Спасителя Израиля (то есть верных чад Церкви) — Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир (Лк. 2, 22-32).

litiinsosud

Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас… Пресвятая Троице, помилуй нас… и молитва Господня Отче наш… — это «Божественная печать» , которой богослужения начинаются и заканчиваются.
После возгласа священника Яко Твое есть Царство… хор поет тропарь (под воскресенье) Богородице Дево, радуйся… — радостное приветствие Архангела Гавриила и праведной Елисаветы Пресвятой Деве Марии в день Благовещения Ей тайны Воплощения Сына Божия (Лк. 1, 26-38, 39-45).
Тропарь — краткое песнопение, выражающее сущность праздника.
Если совершалась лития, то на приготовленном столе в особом сосуде полагаются пять хлебов (символизирующих пять хлебов евангельских, которыми Господь насытил 5000 человек; Мф. 14, 15-21), пшеница, вино и елей. Священник молится об умножении этих Божиих даров и благословляет их.
Хор поет: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Это песнопение и следующий за ним 33-й псалом, из которого поется самая его торжественная часть, служат переходом к службе утрени. Церковь, исполняя завет апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 17, 18), словами 33-го псалма благодарит Господа за прошедший день и преподает своим верным чадам назидание, что все ищущие (взыскующие) Бога получат спасительную помощь (всякое благо) как в земной жизни, так и для стяжания блаженной вечности. Призыванием благословения Господня заканчивается вечерня, но и вовеки продолжается прославление человеком дивных дел Божиих.
Утреня — вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются события новозаветные.
Первая часть утрени возводит молящегося от покаянного настроения к радости о Боге.
Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос положил начало новому благодатному дню жизни вселенной. Утреннее богослужение начинается песнью, воспетой ангелами при рождении Спасителя: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14), воспеваемой трижды — в честь Пресвятой Троицы. К этому славословию присоединяется прошение: Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17).
После песнопения Слава в вышних Богу… начинается чтение шестопсалмия (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142). Псалмы изображают и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, находящейся под тяжестью грехов, осознающей нужду искупления.
Первые три псалма отделяются от последующих тройным Аллилуиа и малым славословием. Конечные стихи псалмов повторяются, дабы остановить на них наше внимание. В древности эти стихи пелись хорами и всем народом.
Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась в древности на бдении.
По прочтении чтецом трех псалмов священник исходит из алтаря, изображая собой Небесного Ходатая за нас пред Богом — Господа Иисуса Христа (1 Ин. 2, 1, 2). Стоя перед закрытыми царскими вратами, он безмолвно читает 12 утренних молитв, освящающих часы всенощного бдения.
После великой ектений диакон торжественно возглашает: Бог Господь, и явися нам! Благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь и явился нам! Благословен Приходящий во имя Господне! — благовестие ветхозаветного пророка об ожидаемом Спасителе мира (Пс. 117, 19-29). Этот пророческий глас прославляет первое и второе пришествия Христовы.
Хор поет Бог Господь на глас, которым будет петься тропарь праздника.
Затем следует чтение кафизм по Псалтири. Псалтирь разделена на 20 отделов, которые и называются кафизмами. Кафизма делится на три части (Славы), после прочтения каждой из которых поется малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» (отсюда и название — Слава). Кафизма в переводе с греческого значит «сидение» — во время чтения Псалтири можно сидеть, но во время краткого славословия надо встать. На всенощном бдении читаются две рядовые (то есть указанные расписанием — рядом Устава) кафизмы и после каждой бывают малая ектения и седальны — краткие молитвословия, приуроченные к чтению кафизм.
По прочтении кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Полиелей с греческого значит буквально «обилие масла, елея». Елей в Священном Писании — символ Божией милости, благословения, благодатных даров, жизнерадостности.
В это время в храме возжигаются все светильники.
Последование утрени связано с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых.
Полиелей начинается пением хвалебных стихов из 134-го и 135-го псалмов — Хвалите Имя Господне… и заканчивается чтением Евангелия.
Открываются царские врата. Священнослужители совершают каждение всего храма, изображая жен-мироносиц и апостолов, которые рано утром пришли ко Гробу Спасителя и, узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим (Лк. 24, 1-10). Об этом событии повествуют тропари Ангельский собор (то есть собрание, лик ангелов). Если с воскресным днем совпадает большой праздник, то перед этими тропарями поется величание празднику.
Степенны, называемые также антифонами по способу их исполнения хорами попеременно, содержат моления об исправлении и очищении души благодатию Духа Святого. Девять стихов антифонов соответствуют пению девяти чинов ангелов, воспевающих Святую Троицу. Автором антифонов считается преподобный Феодор Студит (IX в.).
Степенны возвышают душу своим умиленно-покаянным содержанием и подготавливают молящихся к слушанию Евангелия. Содержание их заимствовано из псалмов, называемых степенными. Они как бы по степеням, ступеням, по лестнице духовной возводят душу христианина от земли к Небу, от скорби к радости, от бедствий к блаженному покою. Звон в это время напоминает об апостольской проповеди Евангелия. Евангелие, символизирующее Воскресшего Господа, износится из алтаря на солею, и возглашается утренний прокимен.
Церковь готовит своих чад к чтению Евангелия, молится об их освящении и призывает все живущее к прославлению Господа: Всякое дыхание да хвалит Господа. Чтобы быть достойным (славянск.- сподобитися) слышать евангельские слова, нужно внимать им, как самой Премудрости, быть простым (славянск.) — смиренным, осознавая себя нищим духом (Мф. 5, 3). Евангелие на утрене читает сам священник (при архиерейском служении — архиерей), изображая Господа, Который питал Своих учеников Божественным словом.

evangelie

Воскресных утренних евангельских чтений 11 (по числу оставшихся верными Христу апостолов): Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 1-8; Мк. 16, 9-20; Лк. 24, 1-12; Лк. 24, 12-35; Лк. 24, 36-53; Ин. 20, 1-10; Ин. 20, 11-18; Ин. 20, 19-31; Ин. 21, 1-14: Ин. 21, 15-25. В них повествуется о явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.
Чтение Евангелия делает нас духовными очевидцами воспоминаемых евангельских событий, вводит в живое, Напрестольное личное общение со Христом. Это убеждение выражает Церковь, когда, после чтения Евангелия, поет: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…
Чем торжественнее событие, тем покаяннее звучит в это время 50-й псалом. Это молитва грешного человека, который, созерцая радость духовного праздника Церкви, помнит о нечистоте своего сердца и страшится, что в Вечной Жизни не узрит Бога, будет отвергнут Им, услышит справедливые слова Господа: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23).
Песнопения, сопровождающие псалом на Слава, и ныне, обращают нашу молитву к главным виновникам праздника и Пресвятой Богородице.
Чтение канона — важнейшая часть утрени. «Каноном» первоначально называлась церковная служба, последование или правило с указанием порядка числа молитв и псалмов, которые положено пропеть или прочитать в течение суток. В обители преподобного Феодора Студита наименование «канон» получила большая по объему церковная песнь, со строго выдержанной литературной формой, исполняемая на утрене, после полиелея.

Analoy

        Канон — это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляются жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие. Первая строфа каждой из девяти песней канона — ирмос (в переводе с греческого — «связь») — связывает в единое целое последующие строфы (тропари) и задает им определенный музыкальный ритм и молитвенный настрой. Тропари канона начинаются припевами: для праздников Господних — Тебе, Боже наш, слава Тебе; Богородичных — Пресвятая Богородице, спаси нас; под воскресные дни — Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему; Слава, Господи Кресту Твоему Честному и Воскресению. Последний тропарь всегда посвящен Богородице. В конце каждой песни поется или читается малое славословие — Слава, и ныне. Заканчивается каждая песнь канона песнопением, которое называется катавасией, от греческого «катавэно» — «схожу вниз»: для пения катавасий оба хора сходили с солеи вниз, на средину храма, где и пели это песнопение, как это делается поныне в некоторых монастырях.
Одинаковое строение канонов и сходство их по внутреннему содержанию позволяют соединять их между собой. Сначала читается первая песнь всех канонов, затем следующая и т. д., ирмос же поется один. Таким образом, все каноны, сколько бы их ни было на утрени, составляют как бы один канон. На воскресной утрени, например, поются три канона из Октоиха: воскресный, крестовоскресный и Богородичен, а за ними — канон святому из Минеи.
«В тройственный образ Божественной Троицы» канон делится на три части, — после третьей, шестой и девятой песней произносятся малые ектений. После третьей песни читается седален, который повествует об обстоятельствах праздника. После шестой песни — кондак и икос, содержащие краткое изложение и похвалу события праздника или жизни святого.
Воскресные кондаки богословствуют о духовном содержании Воскресения Христова, а икосы живописуют внешнюю канву событий. Кондак и икос дополняют своим содержанием тропарь праздника.
По окончании канона воскресный торжественный светилен предваряется троекратным возглашением диакона: Свят Господь Бог наш, в подражание хвале Серафимов (Ис. 6, 2, 3). Светилен воспевает Бога как Свет и Подателя Света. Светильны также называются «эксапостилариями» (от греч.- «эксапостелло» — «высылаю», «отсылаю»), ибо воскресные эксапостиларии рассказывают о послании Господом апостолов на проповедь.
Последняя часть утрени полна молитвенного воодушевления. Псалмы Господа с небес (Пс. 148), Воспойте Господеви песнь нову (Пс. 149) и Хвалите Бога во святых Его (Пс. 150) вместе с так называемыми «хвалитными стихирами» имеют столь радостный тон, что содержатся и в пасхальной службе. Богородичен воскресных хвалитных стихир всегда один и тот же — Преблагословенна еси, Богородице Дево… Его поют на торжественный второй глас.
Первый проблеск утренней зари, разрушающей тьму ночи, рождает прообраз Бога как Несозданного Света и побуждает Церковь к великому славословию.
Слава Тебе, показавшему нам Свет, — возглашает священник. Великое славословие начинается ангельской песнью, воспетой при рождении Спасителя («Слава в вышних Богу…»), содержит моление о помиловании, обращенное к каждому Лицу Святой Троицы, исполненное веры в спасение человека, и заключается исповеданием Христа.
Благодарение Агнца Божия — Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира, настраивает нас на ожидание близкой по времени литургии . Напев тихий и медленный говорит о мире, удовлетворении и успокоении в Боге. «Каждому верующему, — пишет Симеон, архиепископ Солунский, — должно вникать в нее и разуметь ее, и каждый день утром и вечером возносить Богу, потому что она есть исповедание и славословие Единого Бога в Святой Троице, и хвала и Воплощения, и искупления, распятия и Вознесения Слова Божия… благодарное моление о том, чтобы нам каждый день и ночь сохранить себя безгрешными, чтобы на нас, как мы надеемся, была милость Божия, и Господь, соделавшийся чрез Воплощение Прибежищем нашим, помиловал нас…».
Великое славословие заканчивается ангельским гимном Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. В наступивший праздничный воскресный день мы воспеваем хвалу Богу вместе с ангелами, предвосхищая то время, «когда, воскресши, увидим Его лицом к лицу, когда все члены в избытке радости вознесут песнь, прославляя Того, Кто воскресил их из мертвых и даровал Вечную Жизнь».
В заключение утреня как бы возвращается к своему началу. Снова поется праздничный тропарь. Сугубая и просительная ектений на утрени ничем не разделяются и, сливаясь, составляют одну большую величественную молитву. Возглас этой молитвы — усиленное прошение милости Божией: Твое бо есть еже миловати и спасати ны (нас). Боже наш…
Возгласом Премудрость начинается чин отпуста. Хор от лица молящихся просит: Благослови. Священник возглашает: Сый благословен Христос Бог наш…
Далее Церковь просит Господа утвердить святую православную веру православных христиан на вечные времена и молит Богоматерь ходатайствовать о нас пред Ее Божественным Сыном: Пресвятая Богородице, спаси нас. Хор воспевает Ей песнь Честнейшую Херувим…
Славословя Пресвятую Троицу и вознося прославление в вечность: Слава, и ныне, хор от имени всех молящихся просит благословения. Священник исповедует Христа Истинным Богом, воспоминает кратко празднуемое событие (Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш… — в воскресенье) и утверждает нашу надежду на помилование и спасение по молитвам Пречистой Богоматери, святых, которые празднуются в этот день, и всех святых. Поется многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, служащим в храме, прихожанам и всем православным христианам.
Утреня заканчивается. Начинается чтение 1-го часа.
Часы — — молитвословия, освящающие определенное время суток; состоят из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя.
Служба первого часа установлена в воспоминание того, что в этот час Господь был приведен от Каиафы к Пилату (Мф. 27, 2).
На службе третьего часа воспоминается суд Пилата и мучения Спасителя (Мф. 27, 11-30), а также сошествие Святого Духа на Апостолов после Вознесения Господня (Деян. 2, 1-4).
На шестом часе воспоминаются: шествие Спасителя на казнь, распятие Его и крестные страдания (Лк. 23, 26-38).
На девятом часе — великие предсмертные страдания и смерть Богочеловека Христа (Мф. 27, 33-54).
Службы часов совершаются ежедневно и потому называются вседневными, или обычными, службами. Ради удобства совершения службы часов соединяются с другими богослужениями: 9-й час — с вечерней, 1-й — с утреней, 3-й и 6-й — с Божественной литургией.

Источник статьи: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ И ЛИТУРГИЯ. Разъяснение церковного богослужения

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели