Требы

        Требы — священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.
Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимир ской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
В храме принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Основные требы: Крещение; Миропомазание; Венчание; Елеосвящение; Покаяние; Причастие; Освящение воды; погребение усопших; освящение вещей, зданий и строений; Освящение овощей (плодов) и винограда (гроздия).

Крещение

Одно из семи Таинств Церкви — духовное рождение (Ин.3:5). После крещения человек становится членом Церкви. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к Причащению, в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом. Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого с произношением священником установленных молитв.

Исполнение требы
    • Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского-женщина. Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии что их крещение совершается в разное время.

  • Крещение подростков и взрослых

 

В настоящее время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в Православной Церкви, должен, по меньшей мере, прочесть Новый Завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Спасителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нём, чтобы «вода не осталась водою» и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена. В крещении детей как правило принимают участие крёстный отец и крёстная мать (крёстные родители, или просто крёстные). Хотя для крещения мальчика достаточно крёстного отца, а для девочки — крёстной матери. После крещения крёстные между собой и родителями ребёнка называются кумовья.

Миропомазание
Одно из христианских таинств, через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар.
Исполнение требы
        В православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, мажет тело человека особо освящённым ароматическим маслом — миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь».
Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.
Миропомазание совершается над лицами, переходящими в православие из тех конфессий, в которых крещение признаётся действительным. Над лютеранами и кальвинистами таинство миропомазания совершается обязательно, так как эти деноминации отрицают его. Над католиками и армянами — только в том случае, если над человеком ранее не совершалось это таинство
Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России Миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование.
В таинстве миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делают возможным участие в других таинствах.
Венчание
Богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак.Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Исполнение требы
        Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства.
В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение…
Венчание — богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак.
Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.
Венчание происходит так: по обручении жених и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий пред аналоем с крестом и Евангелием.
Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает тайносовершительную молитву «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».
Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5, 20-33) и Евангелие (Ин. 2, 1-11), произносится ектения и поется молитва «Отче наш». Венчающиеся пьют из общей чаши вино, и затем священник трижды обводит их вокруг аналоя, в это время хор поет тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе Христе Боже…», после чего священник снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отпуст.
В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.
В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).
Елеосвящение (или соборование)
Одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.
Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13; Иак. 5, 14-15). Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов.
Исполнение требы
        Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью). После Соборования обычно бывает Таинство Исповеди и Причастия Святых Христовый Тайн.
Елеосвящение запрещено совершать над больными, находящимися без сознания, и буйными психическими больными.
Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома). Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз, но не в течение одной и той же болезни.
По древнерусской традиции (унаследованной из Византии), раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах могло совершаться также Елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не семь раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во всех храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином Елеосвящения.
Таинство елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех желающих прихожан; в остальное время, в случае необходимости, следует обращаться к священнику. Мнение же, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики. Елеосвящение может быть совершаемо и в церкви, и на дому, при этом необходимо иметь при себе чистый платок для отирания елея и, желательно, небольшой листок бумаги для защиты руки от стекающего по горящей свече воска (в центре листа делается отверстие, сквозь которое продевается свеча).
Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.
Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, хранится в красном углу: при недугах душевных и телесных его можно с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места.
Чин елеосвящения состоит из

  • благословения,
  • начала обычного,
  • канона,
  • ектений о болящем,
  • освящения елея с иерейской молитвой,
  • семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола,
  • семикратного прочтения семи различных отрывков из Евангелия.

После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладёт больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. В таинстве елеосвящения обычно используют елей, смешанный с вином.
Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл (но не сознательно утаил) на исповеди. Считается что телесные и душевные болезни Господь посылает человеку за грехи. Таким образом, по учению церкви, когда человеку прощаются грехи, особенно которые остались нераскаянными по забвению, то тем самым ему подается исцеление от недугов душевных и телесных.

Исповедь (Таинство покаяния)
Таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога.
Библия не предписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина (Быт.4:13), Моисея (Исх.32:31), Ахана (Нав.7:20), Давида (2Цар.12:13). Исповедь многословна лишь когда ей придаётся поэтическая или молитвенная форма: Пс.38, 51; Езд.9:6–11, 15; Неем.1:6, 7; –35.
Иисус Христос и Иоанн Креститель — оба начинают свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17,Мф.3:2). Царь Давид убеждён, что одна жертва нужна Богу: глубокое покаяние, «сердце смиренное» и «дух сокрушен» (Пс.50:19). В притчах «О мытаре и фарисее» (Лк.18:9), «О блудном сыне» (Лк.15:11) и др., Христос подчёркивает, спасение даётся только кающемуся. Евангелия благовествуют, что Бог прощает любой грех, если человек имеет покаянное чувство (первым в рай вошёл благоразумный разбойник (Лк.23:33-43)). Любая молитва угодна Богу только при наличии покаянного чувства и благоговения. Все Святые Отцы говорят о чрезвычайной важности покаяния в жизни человека
Греческое слово (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей»[4]. Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11). Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк.15:11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, «пришед в себя», решается вернуться к Отцу.
Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога, это перенесение центра жизни на Святую Троицу. Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину. Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения. […] это активное, положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении».
Исполнение требы
        Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви — Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя — православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.
Кающемуся, прежде всего, необходимо простить всех, кто, так или иначе, причинил обиды и огорчения ему самому (Мф.6:14-15), а также попросить прощения за нечаянно или преднамеренно причинённые обиды. При подготовке к исповеди кающемуся желательно поститься, воздерживаться и дополнительно молиться. Христианину рекомендуется духовно подготовиться к таинству исповеди: читать покаянные молитвы, духовные книги и размышлять о своей греховности и благости Бога. Нужно покаянным взглядом окинуть свою жизнь и свою душу, проанализировать свои поступки, помышления и желания с точки зрения заповедей Божьих (лучше даже записать свои грехи, чтобы не упустить чего-либо во время совершения таинства).
К исповеди призываются все люди, достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи.
Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем). Исповедующийся человек должен быть крещёным членом Православной церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и сознающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах. Законным тайносовершителем может быть только православный священник или архиерей. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не может никому пересказать то, что услышал на исповеди.
В храме священник исповедует перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие. Пришедшие на исповедь становятся на некотором расстоянии от аналоя (чтобы не мешать и не слышать чужой исповеди). Когда настаёт их очередь — подходят к аналою. Обычно священник покрывает голову кающегося епитрахилью, молится, спрашивает, как зовут исповедующегося и что он желает исповедать пред Богом, но иногда епитрахиль надевается на голову кающегося только во время чтения священником разрешительной молитвы. Это не должно смущать верующего, в каждом храме существуют свои небольшие особенности богослужения.
Кающийся должен перечислить свои грехи. Таинство не может свершиться без искреннего покаяния в своих проступках. Следует признаться в наиболее свойственных страстях (например: маловерие, сребролюбие, гневливость) и в тех конкретных грехах, которые кающийся видит за собой, особенно тех, которые наиболее тяготят его совесть. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы. Кающийся должен избегать повторения грехов.
Смертные грехи — те, которые особенно сильно поражают духовный организм, глубоко ранят человека, делают его душу «мёртвой». Следствие смертного греха — «окамененное нечувствие», убийство чувства Бога, неспособность к молитве, к переживанию Бога, к покаянию.[5] Самым тяжёлым и опасным считается любой нераскаянный грех и наиболее повторяющийся грех. Затем следуют грехи, повлекшие тяжкие последствия: убийство по злобе или умыслу (в том числе аборт живого плода и самоубийство), разврат, отречение от Бога (хула на Святого Духа), хищения, и проч.
Выслушав исповедь, священник как свидетель и ходатай пред Богом, задаёт, если считает нужным вопросы, и говорит наставления (может назначить и какую-нибудь епитимию), затем молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает разрешительную молитву. Хотя само прощение грехов совершается не в момент чтения разрешительной молитвы, а по всей совокупности чинопоследования исповеди. При этом, и на это часто указывают Святые Отцы, при сознательном утаивании грехов или отсутствии искреннего раскаяния перед Богом Таинство исповеди не совершается, даже если священник и прочитал разрешительную молитву.
За совершение исповеди взимать деньги запрещено. Человек может исповедоваться только по своей воле. Священнику запрещено принуждать человека к исповеди.
В традициях Русской, и ряда других поместных Православных церквей исповедь мирян (наряду с говением) обязательна перед Таинством причащения, но, например, в Сербской православной церкви прихожане причащаются каждую неделю, а исповедуются по желанию. Исповедь священнослужителей перед литургией и причастием не является обязательной и существует как местная традиция. Поощряется также исповедь перед венчанием, рукоположением, монашеским постригом, перед предстоящей тяжёлой и опасной хирургической операцией и, вообще, перед всяким важным делом. Исповедаться необходимо и перед крещением, что является благочестивым обычаем и не является таинством (в таинствах могут участвовать только крещёные), поэтому епитрахиль на голову не возлагается и разрешительная молитва не читается.
Каждому православному рекомендуется иметь своего духовника — священника (желательно со своего прихода), преимущественно у которого бы постоянно и исповедовался бы этот христианин, и который бы управлял его духовным ростом. Насельники некоторых монастырей ежедневно открывают духовному отцу не только содеянные грехи, но и свои помыслы. Откровение помыслов было всеобщей практикой в первоначальном монашестве, и является лучшим средством в борьбе со страстями. Кроме исповеди у священника, христианам предлагается постоянно повторять про себя покаянную молитву Иисусову, или более краткую молитву мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», или просто «Господи помилуй!». С помощью глубокого покаяния исихасты (иноки-подвижники) созерцали нетварный Фаворский свет.
В православии нет единого мнения о том, как прощаются грехи. Некоторые настаивают на том, что если священник прочитал над кающимся разрешительную молитву, то грехи уже отпустились (во всяком случае, к этому все призываются твёрдо верить). Другие возражают, что Бог не зависит от обрядодействий, совершаемых священником, и может не только не принять небрежно совершённое таинство, но и покарать за такое кощунство. Касательно непосредственно исповеди, известно, что многие подвижники благочестия до конца своей жизни (то есть, многократно) каялись в одном и том же отягчающем их душу грехе. Чем искреннее покаяние, тем полнее прощение и благодатное мздовоздаяние от Бога. Например, по православному преданию, апостол Пётр каждую ночь вскакивал во время пения петухов и с молитвой горько оплакивал своё троекратное отречение от Христа, совершённое им во дворе дома первосвященника Каиафы, и лично уже ему прощённое явившимся воскресшим Христом. Так же, преподобная Мария Египетская после своего покаяния ещё много лет в пустыни молилась о прощении прежних грехов.
Кроме того, некоторые считают, что если человек не исправляется, а вновь повторяет тот грех, в котором он уже покаялся, то этот грех значительно усугубляется.
Причастие (греч. евхаристия — благодарение)

таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его любви и благодати.
Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).
Согласно учению святых отцов, Евхаристия — это «таинство таинств». Причащение есть реальное приобщение к Божеству, которое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний».

Исполнение требы
        В Православной Церкви, в Католической Церкви, в миафизитских (Армянской, Коптской, Сиро-Яковитской, Эфиопской, Эритрейской, Маланкарской) Церквах, в Ассирийской Церкви Востока, в Англиканской Церкви, у старокатоликов таинство Евхаристии может совершить только епископ или священник по его поручению.
Таинство совершается в храме. И лишь в случае каких-либо особых обстоятельств допускается его совершение вне храма. Согласно 7-му правилу VII Вселенского Собора в престолы, на которых совершается Евхаристия, должны полагаться частицы мощей святых мучеников. В поместной традиции Русской православной церкви мощи с 1655 года зашиваются также в антиминсы, что даёт возможность служить Литургию вне храма.
В православии, в соответствии со структурой византийского евхаристического канона, традиционно принято отмечать тайносовершительную значимость не «установительных слов», а следующей за ними эпиклезы, то есть призывания Святого Духа на молящихся и на Святые Дары, заканчивающегося троекратным «Аминь» диакона
Для Евхаристии у православных используется квасной хлеб — просфоры, а вино после пресуществления в Кровь Христову обязательно разбавляется горячей водой («теплотой», «зеоном»). Квасной хлеб и «теплота» в Православной Церкви символизируют всецелую обо?женность человеческой природы Христа на протяжении всего Его земного «домостроительства нашего спасения»: с воплощения, на кресте, в смерти, в воскресении, в вознесении.
В православии считается, что христиане должны причащаться как можно чаще, с 8-го дня своей жизни (дня крещения, которое, в случае угрозы жизни младенца, может уже быть хоть в первый день), и до самого последнего дня (дня телесной смерти).
Преподобный Никодим Святогорец выступал за то, чтобы миряне, также, как и священники, причащались за каждой литургией, на которой они присутствуют. Он стремился возродить древнюю практику, при которой христиане причащались каждый день.
Подчеркивая, что никто не может быть достоин причащения, Святые Отцы, однако, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом. Подготовка к причащению не должна ограничиваться чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи; в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей: «…Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Препятствиями для причащения являются совершенные человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди.ПОДГОТОВКА К ПРИЧАЩЕНИЮ
Подчеркивая, что никто не может быть достоин причащения, Святые Отцы, однако, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом. Подготовка к причащению не должна ограничиваться чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи; в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей: «…Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Препятствиями для причащения являются совершенные человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди.
В Русской Церкви принято причащаться натощак, так как тело человека должно быть предочищено постом. Причащение натощак является древней традицией, восходящей к той эпохе, когда Литургия перестала быть продолжением агапы (вечери любви) и превратилась в торжественное богослужение, совершаемое в утренние часы.
Что же касается особых аскетических правил подготовки к причащению в период «говения», как, например, пост в течение нескольких дней, то они возникли в те времена, когда причащение стало редким и нерегулярным. В современной практике Русской Церкви обычно предписывается одно-, двух- или трехдневный пост перед причащением; кроме того, причащению должна предшествовать исповедь. В Церквах греческого Востока евхаристический пост вообще не практикуется, и к причащению приступают без исповеди. Русская практика ориентирована, очевидно, на редкое причащение, так как, если человек хочет причащаться каждое воскресенье, он должен поститься по крайней мере каждую субботу.
Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяют менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника. Если человек желает причаститься в дни Пасхальной седмицы, должен ли он поститься в праздник Пасхи? Или если он хочет причащаться в День Святого Духа, должен ли он поститься в праздник Пятидесятницы? Существующее правило непременного поста перед причащением иногда приводит к тому, что на Литургиях в Пасхальную седмицу вообще никто не причащается, и священник, выходя с чашей и произнося «Со страхом Божиим и верою приступите», тотчас уходит обратно в алтарь, так как никто не приступает — чаще всего по указанию самого же священника.
Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек, приступающий к таинству, осознал свою греховность и приступил с чувством глубокого покаяния. В молитве перед причащением священник, и вместе с ним весь народ, повторяя слова святого апостола Павла, называет каждый себя «первым из грешников»: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Только сознание своего всецелого недостоинства делает человека достойным приступить к Евхаристии.
Сокрушение от сознания собственной греховности, однако, не мешает христианину воспринимать Евхаристию как праздник и радость. По своей природе Евхаристия является торжественным Благодарением, основное настроение которого — хвала Богу. Не случайно в седмичные дни Великого поста полная Литургия вообще не совершается: скорбному настроению этих дней ликующий характер евхаристических молитв не соответствует. В этом парадокс и тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью — с покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным невзирая на недостоинство. В Евхаристии не только хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, но и сам причащающийся прелагается из ветхого человека в нового, освобождаясь от груза грехов и просвещаясь Божественным светом.
Накануне Причащения необходимо отказаться от супружеских отношений. Женщинам следует воздерживаться от Причащения во время женских дней и сорокадневного послеродового периода. Недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
Без Исповеди никто не может быть допущен ко Св. Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.
Желающий причаститься должен накануне, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу, не утаивая ни одного содеянного греха, и иметь искреннее намерение исправиться.
Также желательно предупредить священника, что Вы никогда ранее не исповедовали грехи.
Во время Исповеди лучше не дожидаться вопроса священника, а высказать всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне Причастия до или во время вечернего богослужения, чтобы утром участвовать в Литургии, всё время посвятив молитвенной подготовке ко Святому Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, в сам день Причастия.
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению (оно находится в Православном молитвослове).
Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу-хранителю.
Вскоре после пения «Отче наш», ещё до открытия царских врат, нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров, совершающегося при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно её не толкнуть. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.
Приняв Св. Тайны, не крестясь и поцеловав край Чаши, следует тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения следует вести себя благоговейно и благочинно, дабы не потерять через грех или суету благодать Божию.
Освящение воды
Употребление святой воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция её использования связана как с крещением Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмет священник святой воды в глиняный сосуд — Чис.5:17).
Исполнение требы

        Православная церковь различает два чина освящения воды:

    • Великое освящение

Cовершается дважды в год: в день праздника Крещения (Богоявления) (до XII века в русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского богослужебного устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе), а также накануне в Крещенский сочельник. При этом используется один и тот же чин. В сам день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоему, известным под названием «хода на Иордан». Вода освящённая в чине великого освящения называется Великая агиасма. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста.

  • Малое освящение

 

Cовершается на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям (обязательное малое освящение совершается в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения), а также и по просьбам верующих. Также малое освящение воды совершается в дни храмовых праздников и при освящении храма. Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обязательным как для великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника).
В России в день Богоявления освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах в специально пробитых во льду прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях.

Освящение воды, используемой при совершении таинства крещения, происходит в рамках общего чинопоследования этого таинства. При этом крест в воду не погружается, а священник благословляет воду в купели рукой — «и знаменует воду трижды, погружая персты в воде». При этом священник складывает пальцы как для благословения то есть в именословное перстосложение и трижды крестообразно (изображая крест) проводит ими в воде две черты: на поверхности воды, немного глубже, а затем в самой глубине. Также священник трижды дует на воду в купели. При совершении этих действий трижды произносится: «Да сокрушатся под знa’мением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы». Значимость освящения воды для крещения подчёркивается тем, что даже в сокращённом чинопоследовании таинства, в котором опущены чин запрещения злых духов и Символ веры, сохранена молитва на освящение воды.

Дополнительную информацию вы можете узнать по телефону 2-55-11

Добавить комментарий