Великие праздники

Обрезание Господне

obrez        14 января (ст. ст. 1 января)

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10 — 14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31 — 33; Лк. 2, 21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 — 12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Народные традиции (не церковные)
Народное название праздника — Васильев день. Отмечался не столько сам Васильев день, сколько его канун — Щедрый, или Васильев, вечер. Святой Василий Великий считался в народе покровителем свиней, поэтому 1 января (нов. ст. 14 января) назвали еще «свиным праздником», а «кесарийский» поросенок составлял главное угощение во вреия Васильева вечера. У зажиточных людей всю неделю от Рождества на столе стояла свиная голова. Во многих местах утром 1 января по ст. ст. по домам ходили дети, посыпали пол зерном и говорили: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». По поверью это должно было принести благополучие и богатый урожай в наступившем году.
Наступление нового года 1 января в России начали праздновать с 1700 г. Указом Петра I от 19 декабря 1699 (7208 г.) предписывалось вслед за 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г. «от Рождества Христова» (по христианским представлениям Иисус родился через 5508 лет после сотворения мира). Указом от 20 декабря 1699 г. был установлен и порядок празднования Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января.
До принятия на Руси христианства год начинался весной. Вместе с христианством был усвоен из Византии и принятый там юлианский календарь, но в Византии год начинался 1 сентября, а на Руси до конца XV в. Сосуществовали весенние (мартовские) и осенние (сентябрьские) начала годов. В сентябре 1492 г. первый церковный собор, созванный в Москве, принял решение об окончательном перенесении Нового года с 1 марта на 1 сентября.
Покров Пресвятой Богородицы

pokrov        14 октября (1 октября)

По преданию, в 910 г. Богородица явилась во Влахернском храме в Константинополе. Она простерла над верующими белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. В память об этом событии и установлен праздник.
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Народные традиции (не церковные)
К празднику Покрова заканчиваются основные сельскохозяйственные работы. С этого дня начинаются так называемые свадебные осенние недели — самое удобное время для свадеб. По этой причине, а также потому, что покров Пресвятой Богородицы напоминал свадебное покрывало, праздник Покрова считался покровителем брака. Около этого времени обычно выпадает первый снег и покрывает землю, что также напоминает свадебное покрывало или фату. Поэтому девушки просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком» или «Мать Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду». По примете, если на Покров выпадает снег, то это сулит много свадеб.
Рождество Иоанна Предтечи

rogdestvoioanna        7 июля (ст. ст. 24 июня)

Чудесное зачатие Иоанна Крестителя было возвещено его родителям, праведным Захарий и Елисавете, архангелом Гавриилом. Они были уже в преклонном возрасте, но не имели детей. Захария был священником, и однажды в храме ему явился архангел Гавриил и сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикер, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей…» (Лука, 1, 13-15). Захария не поверил архангелу, и в наказание тот лишил его дара речи. Захария заговорил только после того, как родился ребенок и его нарекли Иоанном. Согласно преданию, Елисавета с младенцем бежала от воинов Ирода, их спасла скала, которая расступилась по ее молитве и затворилась за ними, после пяти месяцев ангел велел отнять ребенка от груди и приучить его к дикому меду.
Евангелист Лука сообщает о том, что Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос. Церковное предание приурочило рождество Христова к зимнему солнцевороту, а рождество Иоанна Крестителя — к летнему. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна Крестителя «умоляться»; как говорил сам Иоанн Креститель: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоанн, 3, 30). В церковно-богослужебных текстах Иоанну Крестителю постоянно придаются названия света, звезд, предшествующей солнцу, то есть Иисусу Христу. Книжники Древней Руси часто называли Иоанна Крестителя пресветлым солнцем.
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

apetripavel        12 июля (ст. ст. 29 июня)

Апостол Петр (буквально «камень», настоящее имя Симон) занимает особое место среди апостолов. Ему Христос сказала: «Ты — Петр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства небесного» (Матфей, 16, 18-19). По традиции считается, что Петр — учитель иудеев, а Павел — язычников. Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла.
Павел (буквально «малый», настоящее имя Савл) не знал Иисус Христа во время его земной жизни и не входил в число 12-ти апостолов, но в силу особого признания и заслуг почитается как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. Савл был врагом первых христиан, но под влиянием чудесного явления Христа, потери и нового обретения зрения принял крещение и сам начал проповедовать христианство. Согласно преданию, Павел был казнен в Риме вместе с апостолом Петром.

Народные традиции (не церковные)
В фольклоре традиции Петров день связан прежде всего с солнечной символикой. Существовало поверье, что утром в этот день (а также на Купалу, Пасху, Благовещенье) «играет» солнце, то есть переливается разными цветами или скачет по небу вверх-вниз. Во многих местах люди собирались на рассвете, чтобы наблюдать это явление.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

useknovenie        11 сентября (ст. ст. 29 августа)

Креститель выступил с обличием правителя Галилеи Ирода Антипы, который отнял у своего брата жену Иродиаду, грубо нарушив этим обычаи. Ирод заключили Иоанна Крестителя в темницу, однако не решался казнить его. Однажды на пире в день рождения Ирода его падчерица Саломея своей пляской настолько угодила ему и гостям, что Ирод пообещал исполнить любое ее желание. По наущению своей матери Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. Ирод послал оруженосца в темницу, и тот принес на блюде голову Иоанна и отдал ее Саломее, а та — своей матери.

Народные традиции (не церковные)
По народным поверьям, в этот день нельзя брать в руки нож и вообще острые предметы. Не разрешается также есть ничего круглого (капуста, яблоки, картофель), так как они напоминают голову Иоанна Крестителя. Если кто-нибудь в этот день станет рубить капусту, то на ноже появится кровь.

Источник статьи: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ — г. Уфа, 1994 г.

Комментирование запрещено